Развитие речи дошкольников через применение нетрадиционной технологии Су-джок
Детский сад – это то место, где ребенок находится достаточно большое количество времени. Здесь он не только играет и общается с другими дошкольниками. Основная цель любого дошкольного образовательного учреждения – это укрепление растущего организма, а также формирование у ребенка более внимательного отношения к своему организму и здоровью. Многие научные исследования говорят о том, что фундамент физического и психического здоровья закладывается еще в раннем возрасте. Точнее – в первые 7 лет жизни человека. В это время происходит становление внутренних органов, укрепляется иммунная система, формируются и развиваются такие процессы, как внимание, память, воображение и т.д.
ФГОС уделяет повышенное внимание гармоничному развитию личности. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Для достижения этой цели я использую различные методики, направленные на оздоровление. В своей работе кроме традиционных методов и способов коррекции (пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием), так и нетрадиционные технологии. Одной из которых является су-джок-терапия и применяется она в ненавязчивой форме, чтобы ребенок воспринимал ее как игру. Кроме того, она помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, создает благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Приемами Су-Джок терапии являются пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Вот некоторые варианты работы с детьми с шариком и эластичным кольцом.
Автоматизация звуков в чистоговорках
Са – са – са – длинная коса (Нужно катать шарик между ладонями вперёд-назад).
Ши – ши – ши – новые карандаши (Шарик прокатывается по каждому пальцу).
Ша – ша – ша – я катаю малыша (Нужно катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ил - ил – ил – дятел дерево долбил (Шарик удерживается подушечками пальцев, нужно с усилием надавливать ими на мяч).
Ры – ры – ры – катаемся с горы (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).
Ра – ра – ра – высокая гора (Катим шарик круговыми движениями по ладоням).
Ру – ру – ру – листья соберу (Нажимаем шариком на каждый палец).
Ру – ру – ру – скачет кенгуру (Прыгать по ладошке шаром).
Ры – ры – ры – в руках у нас шары (Зажимаем шарик в одном кулаке, затем в другом).
Автоматизация звуков в стихах
Варит сам самовар, (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в одну сторону).
Катит сам самокат, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ходит сам самоход, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Сам летает самолёт. (Подкинуть шарик двумя руками вверх и поймать его).
***
Сани, сани едут сами! (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).
Через горы и леса (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Едут сани – чудеса! (Вращать шарик подушечками пальцев назад).
***
На дворе горка, (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в одну сторону).
Под горкой норка. (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в другую сторону).
В этой норке крот (Зажать шарик в одном кулаке),
Норку стережет (Зажать шарик в другом кулаке).
***
По дорожке шла матрешка, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Шла матрешка не спеша. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Шишечку нашла матрешка… (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).
Очень шишка хороша! (Перекладывать шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп).
***
Лягушка – попрыгушка, (Прыгать по ладошке шаром).
Глазки на макушке. (Перекладывать шарик из одной ладони в другую)
Прячьтесь от лягушки (Зажать шарик в одном кулаке)
Комары и мушки! (Зажать шарик в другом кулаке).
Массаж эластичным кольцом
«Игрушки»
У Павлуши есть игрушки:
Вот веселая лягушка. (Надеть массажное кольцо на большой палец).
Вот железная машина. (Надеть массажное кольцо на указательный палец).
Это мяч. Он из резины. (Надеть массажное кольцо на средний палец).
Разноцветная матрешка (Надеть массажное кольцо на безымянный палец).
И с хвостом пушистым кошка. (Надеть массажное кольцо на мизинец).
«Овощи»
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох
– Урожай у нас не плох.
(Дети по очереди надевают кольца на каждый палец, при этом проговаривая стихотворение за логопедом).
«Домашние животные»
Здравствуй, котенок! (Надеть массажное кольцо на большой палец).
Здравствуй, козленок! (указательный палец).
Здравствуй, теленок! (средний палец).
Здравствуй, ягненок! (безымянный палец).
Здравствуй, веселый, смешной
поросенок! (мизинец).
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Главными достоинствами су-джок-терапии является ее эффективность и абсолютная безопасность для ребенка. Это чрезвычайно важно, ведь в работе с детьми самым основным принципом является «не навреди».
Версия сайта от 31.03.2024 года