Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет, через дидактические игры и упражнения.
Что такое мелкая моторика рук? Мелкая моторика рук – это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями рук в результате скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. И для сегодняшних детей - это самая актуальная тема.
Работая с детьми 3-4 лет, я столкнулась с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти руки, плохое запоминание цвета, размера, формы, нарушение общей моторики, речи. У детей наблюдается общая скованность и медлительность в выполнении движений, а это оказывает влияние и на эмоциональное благополучие ребенка. Например, когда нужно садиться есть, одеваться на прогулку или мастерить что-то своими руками, ребенок, который привык, что за него все делают взрослые, начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
Как помочь ребенку преодолеть эти трудности? Я считаю, что в первую очередь родителям просто необходимо дать детям больше самостоятельности, чаще разговаривать с ними, играть, заниматься с ним развивающими играми, которые помогут совершенствованию мелкой моторики ребенка.
Уже давно доказано, что мелкая моторика тесно связана с речевым центром. В последнее время уровень речевого развития заметно снижается. Это можно объяснить:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе,дома
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (вместо шнурков и пуговиц липучки, книжки с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Можно сказать, что сейчас другое время и для развития есть современные гаджеты. Да, технические средства в какой-то степени помогают в развитии детей, но они не охватывают всю степень проблемы, они не задействуют практические умения, фантазию и воображение детей.
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из таких игр и упражнений:
- Пальчиковые игры - это уникальное средство, здесь тесно взаимосвязаны мелкая моторика и речевое развитие. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
- Игры с крупами, бусинками, пуговками, макаронами и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок. выкладывать из них картинки, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком, рисовать пальчиком и т.д.
- Шнуровка - идеальная игрушка для ребёнка. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых.
- Игры с прищепками – очень увлекательная и полезная игра. Дети очень любят эти, простые на первый взгляд, игры.
- Игры с резиночками - такие игры ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение.
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
- занятия с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
- рисование карандашами. Именно карандаши - «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след.
- мозайка, пазлы, конструктор – у этих игрушек тоже замечательный развивающий эффект.
Ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут важно, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, быть терпеливыми и спокойными. И конечно же быть уверенными - наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными.
17.03. 2023 /Дубцова Г. М. Филатова А.А./
Версия сайта от 31.03.2024 года