Проблемы развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Ориентировка в пространстве одна из актуальных и трудных проблем входящих в социальную адаптацию детей с нарушением зрения. Недостаточность пространственных представлений у детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела: формировании представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удалённость: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них определениями: там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около).
Значительная часть детей с трудом воспринимают пространственные отношения. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно изображать геометрические фигуры, рисовать, писать. Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении задания по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.
Для успешности ориентировки в пространстве ребенку с такими зрительными заболеваниями очень важно также уметь определять с помощью зрения удаленность предметов в пространстве, расстояние между ними. Для этого на занятиях и в игровой деятельности мы используем множество игровых упражнений: «Посмотри внимательно», « Найди вокруг предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы», «Подбери игрушки (предметы) одинаковые (разные) по величине»
«Раскрась, как я скажу», « Расскажи, как идти в глазной кабинет», «Скажи где лежит предмет». Способность видеть глубину пространства активизируют такие упражнения: «Посмотри внимательно в окно. Расскажи, что ты видишь. Скажи, что расположено ближе, что дальше», «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что нарисовано на первом (переднем) плане, на втором (среднем) плане, на третьем (заднем плане)».
Овладение ориентировкой в пространстве — процесс сложный и длительный, требующий от педагогов и родителей настойчивости и терпения и, конечно же, огромного желания помочь ребёнку адаптироваться к условиям жизни на ограниченной сенсорной основе.
Миронова Е.В. Иванова Н.Р. Тверитина А.М.
Версия сайта от 31.03.2024 года