Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

 Версия для слабовидящих

 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Сегодня все чаще встречаются проблемы в речевом развитии детей. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В первую очередь это связано с тем, что в современном обществе живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Зачастую родители мало общаются со своими детьми. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Речь как средство общения и мышления выполняет функцию коммуникации. Развитие речи развивают мышление и интеллект. Мышление проходит путь от мысли к звукам, фразам, предложениям. Основным средством между людьми является речь. Без слов невозможно было бы передавать информацию. Существует несколько способов и приемов, которые позволяют развить речь. Один из них — мнемотехника. Мнемотехника для развития речи в детском саду является наиболее распространенным способом. Мнемотехнику называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами,  Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Мнемотехника это еще и наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Как любая работа,  знакомство с мнемотехникой строится от простого к сложному. 

Начинается работа с простейших мнемоквадратов.  Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик », его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемоквадраты, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые  мнемоквадраты.

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам, к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.

И позже к мнемотаблицам. В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней  производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Использование приёмов мнемотехники  в работе с детьми  позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников:

           

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.  /Дубцова Г.М./

 

© МБДОУ Детский сад комбинированного вида №29 города Асбест 2013-2024 | Карта сайта

Версия сайта от 31.03.2024 года