Как помочь ребёнку безопасно выражать злость.

 Версия для слабовидящих
В детстве, многим говорили, что злиться- плохо, тем более на близких.
Если мы сами считаем злость «плохой» эмоцией, мы, скорее всего неосознанно будем «запрещать» её испытывать и выражать своим детям. И они в свою очередь будут учиться её подавлять. Но накопившись. Она всё равно будет прорывать наружу неконтролируемой и неуправляемой лавиной.
Злость- как и любое другое чувство-очень полезна. Она защищает, не даёт сломаться и работает как сигнал высокой чёткости, что бы мы могли задать себе важные вопросы: что происходит? Что идёт не так? О каких потребностях и тонких, уязвимых местах сигнализирует моя злость? Что я могу делать? Как я могу себя поддержать? 
Как же сделать так, чтобы с одной стороны не запрещать детям испытывать любые чувства,в том числе и злость, а с другой- помочь им выражать её безопасно для себя и окружающих?Ведь дети тоже злятся (и это нормально), когда их, например, чего-то лишают. Или когда у них что-то не получается.
Для начала начнём со взрослых. Нужно проверить собственные отношения со злостью: позволяете ли вы себе её чувствовать, как вы сами её выражаете? Чувствовать= естественно, любые эмоции важны для нас. Другое дело, как мы выражаем их в поведении. Самое лучшее (взрослым)- сказать о них словами, обозначая границы: «Я сейчас злюсь, но это мои чувства, я их проживу и они уйдём». 
Как вы реагируете на ситуации, когда ребёнок злится? Возможные реакции, которые не очень полезны в нашем взаимодействии с детьми:
     - запрет (нельзя злиться на маму!)
осуждение (как ты смеешь? Сам виноват! Прекрати сейчас же!)
высмеивание (злючка-колючка)
попытки отвлечь, советы (перестань злиться и послушай меня)
Намного лучше сделать так:
помочь ребёнку прожить злость, выразить её, сочувствуя ему в этот момент и одновременно ограничивая /пресекая недопустимое поведение. И делать это каждый раз, не ожидая того, что ребёнок научится с первого раза.
применить технику «зеркало». Когда у меня что-то не получается, я тоже часто злюсь, злиться в такой ситуации вполне естественно.
Важно не запрещать ребёнку злиться, а спокойно, но твёрдо корректировать именно форму поведения, форму выражения злости: «ты тоже можешь злиться, тебе может быть обидно, но бить никого нельзя, это больно!»
Как помочь ребёнку понимать, что с ним происходит и выражать злость?
отражать его состояние : «похоже, тебя это очень разозлило...»
показывать на собственном примере и научив его обозначать свои чувства словами: «я сейчас злюсь!»
можно потопать ногам и, порычать или покричать в мешочек для криков.
Можно в виде игры представить, кто внутри ребёнка так бушует: дракон, тигр или вулкан? Как копит её? Что может произойти при его извержении? Как вулкан может извергать лаву безопасно для себя и окружающих?
-злость можно нарисовать или вылепить из пластилина, песка
можно колотить «грушу», рвать старые газеты, комкать их, кидать в мусорную корзину, побеситься под музыку
Подойдёт любая физическая активность!
А в «спокойные времена»- массаж, упражнения на фитболе и игры с песком и водой.
 
Педагог-психолог Борнякова Анна Владимировна
© МБДОУ Детский сад комбинированного вида №29 города Асбест 2013-2024 | Карта сайта

Версия сайта от 31.03.2024 года